Будущее имеет значение

Телефон горячей линии
 8–800–200–01–48
Для жителей г. Липецка: 233-833

 

СМИ О НАС

12 Января 2010
Состояние пенсионного обеспечения жителей Липецкой области и меры, требующие безотлагательного принятия («МГ», 18 ноября 2009)

Вячеслав Фёдоров, президент НПФ «Социальное развитие»

«Развитие, укрепление пенсионной системы имеет, без преувеличения, большое значение для каждого гражданина России, для каждой семьи...
Но главная задача  в этой сфере заключается в том, чтобы существенно увеличить пенсионное обеспечение наших граждан - может и должна быть решена...»
Из выступления Председателя Правительства
России В.В. Путина на заседании
Правительства Российской Федерации


В настоящее время пенсионное обеспечение жителей Липецкой области  базируется на принципах стартовавшей в 2002 году пенсионной реформы, предусматривающей многокомпонентный характер пенсионного обеспечения. Так, государственная пенсия будущего пенсионера складывается из трех частей.
Базовая часть трудовой пенсии назначается всем, кто имеет стаж работы не менее 5 лет и составляет на текущий момент 1950 рублей, индексируется государством (с 1 декабря 2009 года базовая часть будет снова индексирована, и к концу 2009 года средний размер социальной пенсии будет не ниже прожиточного минимума пенсионера).
Страховая часть трудовой пенсии зависит от стажа, возраста и уровня дохода гражданина (в 2009 году предусмотрена индексация в размере 15,6 процента). Для нынешних пенсионеров предусмотрена валоризация - увеличение трудовых пенсий за счет переоценки пенсионных прав граждан, работавших до пенсионной реформы 2002 года (пенсионный капитал, сформированный до 2002 года, будет увеличен на 10 процентов, и еще по 1 проценту прибавится за каждый год трудового стажа до 1991 года).
Накопительная часть трудовой пенсии будет являться наиболее существенной частью пенсии для граждан, формирующих свою пенсию после 2010 года. С 1 января 2004 года  накопительная часть пенсии может формироваться в негосударственных пенсионных фондах. Накопительная часть формируется за счет страховых взносов, уплачиваемых работодателем в Пенсионный фонд РФ (для граждан 1967 года рождения и моложе в размере 6% от заработной платы), зачисляется на лицевой счет каждого  застрахованного лица и инвестируется на финансовых рынках в соответствии с действующим законодательством. С января 2009 года с вступлением в силу  Федерального закона от 30 апреля 2008 года № 56-ФЗ «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» у граждан появилась возможность пополнения накопительной части при участии государства и, возможно, работодателя, который имеет право выступить третьей стороной софинансирования и уплачивать дополнительные страховые взносы в пользу своих работников. Граждане любого возраста (в том числе и пенсионеры) могут за счет собственных средств добровольно уплачивать дополнительные взносы на свой лицевой счет в ПФР (минимум 2000 рублей в год, максимум не ограничен). Государство за счет средств Фонда национального благосостояния на паритетных началах зачисляет на лицевой счет таких граждан дополнительные взносы (минимум 2000 рублей, максимум 12000 рублей) по итогам года. Особые условия действуют для граждан пенсионного возраста, не обратившихся за назначением ни одной из частей трудовой пенсии.
Пенсионная реформа 2002 года была вынужденной мерой, вызванной изменением социально-демографической ситуации в стране и, как следствие, несостоятельностью солидарно-распределительной пенсионной системы.
Но, несмотря на изменение принципов формирования пенсий (переход от распределительного принципа к распределительно-накопительному) и  предпринятые Правительством Российской Федерации меры, реальный размер назначенных пенсий (с учетом инфляции) в целом по России все еще на 20 процентных пунктов ниже уровня дорыночного 1991 года.
При этом ситуация  с каждым годом ухудшается: из-за отрицательных демографических тенденций численность занятого населения будет сокращаться при одновременном росте количества пенсионеров.
Так, например, в Липецкой области общее число пенсионеров составляет 370 248   человек. Средний размер трудовой пенсии по области составляет 5042,97  рубля (в Российской Федерации - 5 412 рублей) при прожиточном минимуме пенсионера - 3 665 рублей.
Среднесписочная численность работников, занятых в экономике. Липецкой области - 387,4 тыс. человек (по состоянию на август 2009 г.), среднемесячная заработная плата в регионе - 13 465  рублей (в Российской Федерации - 19 230 рублей), то есть доходы нынешних пенсионеров обеспечивают лишь третью часть покупательной способности работающих жителей области.
Наиболее низкий уровень заработной платы имеют некоторые категории работников бюджетной сферы области, такие как работники образования - 8 879,6 рублей (в Российской Федерации - 11700 рублей), здравоохранения - 9 329,2 рублей (в Российской Федерации - 14 200 рублей), коммунальных служб - 9 148,4 рублей (в Российской Федерации - 14 600 рублей). Следовательно, начисленный размер пенсии работникам этих профессий может не обеспечить даже прожиточного минимума пенсионера.
Демографическая ситуация вследствие нерешенных социальных проблем ухудшается. Уровень смертности в области (особенно в трудоспособном возрасте) опережает уровень рождаемости, что отражается на замещении поколений и ухудшает демографическую ситуацию.
Выходит, работающему населению будет все труднее обеспечивать отчисления для содержания пенсионеров, а ведь спрос на товары, в том числе этой категории пожилых  граждан, определяет уровень развития экономики области.
Стало очевидным, что введение нового пенсионного законодательства не может единовременно или в короткий срок решить накопившиеся проблемы. В связи с этим возникает необходимость в привлечении к финансированию будущей пенсии работодателей и граждан, развитие системы дополнительного пенсионного обеспечения.
Даже если средняя трудовая пенсия составляет рекомендованные (но, как показала практика, далеко не во всех случаях достижимые) 40% ставки замещения, она, по существу, только на 30% превышает размер прожиточного минимума пенсионера. Вместе с тем, являясь минимальным социальным стандартом, данный уровень далеко не является характерным для многих развитых стран, где совокупный уровень пенсионного замещения, получаемый как из государственных, так и негосударственных источников, зачастую превышает 60%, а в некоторых странах (например, Германии) доходит до уровня 80%. Именно такой уровень пенсии, по мнению большинства граждан, является достойным - то есть обеспечивает пенсионеру необходимый уровень расходов.
Известно, что никакая государственная система ни в одной из мировых экономик не в
состоянии сама обеспечить настолько высокие уровни пенсионного замещения. И здесь наиболее важным элементом становится негосударственное пенсионное обеспечение, которое во многих странах составляет основу пенсионного дохода граждан. Так, на основании доклада ОЭСР за 2007 год в странах ОЭСР за счет негосударственного сектора финансируется от 30 до 60% коэффициента замещения. Таким образом, даже повышенный до 40% от утраченного заработка, с учетом принимаемых мер, коэффициент пенсионного замещения, являясь минимальной социальной гарантией, явно недостаточен с точки зрения формирования достойной пенсии работающим гражданам.

Необходим многоуровневый механизм формирования пенсий, действующий по аналогии с механизмом западных пенсионных систем, уже доказавших свою состоятельность. Помимо описанного ранее первого уровня - государственной пенсии, должны формироваться негосударственные пенсии. Так, вторым уровнем  может быть пенсия, формируемая работодателем. В этом случае предприятие выступает на добровольной основе вкладчиком в пользу своих работников, пользуясь при этом предоставленными государством налоговыми льготами. Третьим уровнем может явиться добровольно формируемая самими работниками пенсия (работники являются вкладчиками в свою пользу в выбранном негосударственном пенсионном фонде).
Важно понимание существующих проблем и возможностей их решения на уровне субъекта РФ. Вовлечение в накопительную систему негосударственного пенсионного обеспечения граждан Липецкой области должно являться приоритетным и наиболее значимым направлением, позволяющим формировать в негосударственных пенсионных фондах значительные пенсионные активы для финансирования социально-экономических проектов региона.
В настоящее время актуальный вопрос негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) граждан заботит руководителей и правительство все большего числа регионов страны. А в ряде субъектов Российской Федерации этот вопрос давно и успешно решается (в Ханты-Мансийском автономном округе, Ленинградской и Оренбургской области), а также в городах Томске, Нижнем Новгороде, Череповце (Вологодская область), Магнитогорске (Челябинская область), Тольятти (Самарская область).
Пора и нам задуматься и приступить к решению этого серьезного вопроса, который, на наш взгляд, нужно решать уже сейчас и нельзя отложить «на потом».
Развитие системы НПО позволит не только решить проблему, вызванную необходимостью повышения уровня жизни граждан пенсионного возраста, но и привлечет в экономику Липецкой области дополнительные инвестиционные ресурсы.
На уровне региона необходимо способствовать  проведению информационной и разъяснительной работы среди населения о системе негосударственного пенсионного обеспечения, развитию сотрудничества органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и иных организаций, осуществляющих свою деятельность на территории Липецкой области, с негосударственным пенсионным фондом (в Липецке - НПФ «Социальное развитие»), заключению в соответствии с законодательством договоров о дополнительном пенсионном обеспечении своих работников с привлечением как собственных средств, так и взносов самих работников на добровольной основе.
Таким образом, возможно создание организационно-финансового механизма на базе негосударственного пенсионного фонда, обеспечивающего повышение уровня жизни и социальной защищенности населения пенсионного возраста в Липецкой области, обеспечение достойной пенсии работникам организаций и предприятий (в особенности малообеспеченным работникам бюджетной сферы), формирование посредством негосударственного пенсионного фонда долгосрочного инвестиционного ресурса (за счет аккумулированных средств обязательного пенсионного страхования и дополнительного пенсионного обеспечения) и создание системы долгосрочного инвестирования в рамках социально-экономических программ в интересах каждого жителя Липецкой области.

Для достижения указанных целей необходимо принятие концепции развития системы негосударственного пенсионного обеспечения на уровне руководства города и области (концепция развития системы негосударственного пенсионного обеспечения должна стать частью стратегии социально-экономического развития Липецкой области до 2020 года), формирование областной законодательной базы по вопросам негосударственного пенсионного обеспечения, вовлечение в систему НПО работников предприятий и организаций всех форм собственности, в том числе работников бюджетной сферы, разработка программ негосударственного пенсионного обеспечения либо адаптация программ регионального негосударственного пенсионного фонда «Социальное развитие» под нужды конкретных субъектов (предприятий, организаций и др.), привлечение профсоюзов к формированию системы негосударственного пенсионного обеспечения на предприятиях и в организациях Липецкой области.
Реализация предложенного комплекса мер позволит повысить уровень жизни и социальной защищенности граждан пенсионного возраста (в том числе малообеспеченных работников бюджетной сферы), обеспечить рост пенсионных накоплений жителей Липецкой области в разы при достижении пенсионного возраста, использовать потенциал регионального негосударственного пенсионного фонда на благо региона в качестве источника долгосрочного финансирования социально-экономических проектов внутри области, обеспечить популяризацию «белых зарплат» в регионе и сокращение возможностей работодателей уклоняться от уплаты налогов при начислении заработной платы.
В Липецкой области могут быть реализованы:
- областные программы негосударственного пенсионного обеспечения, которые могут предусматривать дополнительное пенсионное обеспечение работников учреждений, государственных унитарных предприятий, организаций, финансируемых за счет средств областного бюджета;
- программы негосударственного пенсионного обеспечения в муниципальных образованиях области, которые могут предусматривать дополнительное пенсионное обеспечение бюджетников муниципальных образований, муниципальных унитарных предприятий, учреждений и организаций, финансируемых за счет средств бюджетов муниципальных образований;
- пенсионные программы предприятий и организаций области могут разрабатываться в случае их участия в системе негосударственного пенсионного обеспечения. Осуществление пенсионных взносов в пользу работников производится на добровольной основе; как вариант, возможно формирование пенсионного капитала работника по солидарной схеме (работник + работодатель).
Для вовлечения предприятий и организаций области в систему НПО необходимо создание для них режима государственной поддержки - комплекса мер, направленных на стимулирование работодателей к участию в формировании будущих пенсий своих сотрудников.  
В Липецкой области программы НПО, предлагаемые региональным НПФ «Социальное развитие», давно и успешно реализуются на градообразующем предприятии города Липецка - ОАО «НЛМК», а также на некоторых других предприятиях города, обеспечивая их сотрудников дополнительными социальными гарантиями. Однако масштабы развития системы НПО на территории региона пока явно недостаточны для обеспечения социальной защищенности жителей всей области. Особенно остро стоит вопрос в отношении малообеспеченных работников бюджетной сферы.
Ведущая роль в реализации мероприятий по популяризации НПО в Липецкой области должна принадлежать органам государственной власти региона и органам местного самоуправления, которые в рамках своих полномочий, определенных законодательством, могут определять и координировать работу по развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения населения на территории Липецкой области и ее муниципальных образований, а также обобщать с определенной периодичностью информацию о ходе выполнения принятых мероприятий.
В соответствующих бюджетах необходимо заложить расходы:
- на финансирование программ негосударственного пенсионного обеспечения работников бюджетной сферы и малообеспеченных слоев населения;
- на проведение информационно-разъяснительной работы по переводу накопительной части трудовой пенсии работников бюджетных организаций области и муниципальных образований в негосударственный пенсионный фонд и по популяризации формирования накоплений для выплат будущей пенсии через систему НПО.

 Для успешного достижения нашей общей задачи - повышения уровня благосостояния  пенсионеров области - необходимо создание социального партнерства работодателей и работников, органов власти и социальной ответственности предпринимателей. Комплекс мер, направленный на обеспечение достойного уровня пенсионного обслуживания граждан, реализацию социальных гарантий, как конституционный долг, должен стать предметом пристального внимания, повседневной работы и безусловной ответственности регионального негосударственного пенсионного фонда (НПФ «Социальное развитие»), работодателей области, предпринимателей, региональных органов власти.

Возврат к списку

вопрос посетителю

партнеры фонда

Любое копирование, использование и размещение материалов с официального сайта, кроме новостей, без разрешения фонда запрещено